Главная / Блог / Лечение онкологических больных / Рак поджелудочной железы / Рак поджелудочной железы
Рак поджелудочной железы считают одним из самых агрессивных, но даже при достаточно неплохих биологических характеристиках, не обещающих быстротечного злокачественного процесса, расположение органа таково, что даже небольшое новообразование поджелудочной железы вовлекает в опухолевый конгломерат важнейшие структуры брюшной полости, требуя обширного хирургического вмешательства.
Самая крупная железа организма надёжно укрыта внутри брюшной полости и при УЗИ чётко разглядеть её структуру практически невозможно, поэтому сегодня основной метод её обследования КТ и МРТ и эндоскопия.
Небольшая по размеру железа – около 20 см длиной, чуть более 6 см шириной в области головки, толщиной не более 3 см – очень плотно прилежит задней частью к самым крупным артериальным и венозным стволам – брюшной аорте и двум венам – нижней полой и воротной. В верхней трети, называемой головкой, железа подковой охватывает двенадцатиперстную кишку и прижимается к главному желчному протоку, выходящему из желчного пузыря. От лежащего кпереди желудка железистое тело отграничено тонкой прослойкой сальника, а хвост проходит вблизи от селезёночных сосудов.
Интимное прилежание к важнейшим органам желудочно-кишечных тракта и сосудистым магистралям позволяет уже на ранней стадии при небольшом новообразовании вовлекать несколько органов в раковый процесс, вызывая большие технические сложности у хирургов.
У каждого третьего процесс выявляется при поражении раком всей железы, а у половины начинается с головки. Одинаково часто рак поражает оба пола, но это заболевание преимущественно зрелых людей, достигших пенсионного возраста.
Ведущее проявление заболевания – боль. Принято считать, что точка максимальной сильной боли может указать на локализацию опухоли в железе, на практике такая дифференциация вряд ли возможна – сама железа невелика, обильно иннервирована и вовлекает в процесс болезни массу других чувствительных структур. Кроме того, поддерживают болезненное воспаление и вызывают некроз ферменты, выплёскивающиеся в окружающие ткани из разрушенных железистых клеток.
В большинстве случаев пациенты жалуются на значительную по интенсивности боль опоясывающего характера или с локализацией высоко в пояснице справа, не связанную с движениями и приёмом пищи. Некоторые продукты питания могут усиливать болевой синдром, поскольку новообразованию сопутствует воспаление окружающей железистой ткани - это алкоголь, копчёности, жирная и жареная еда, специи и всё, что принято считать нездоровой пищей. Главный же пусковой фактор панкреатического повреждения, как воспалительного, так и опухолевого – курение.
Поскольку железа синтезирует панкреатические ферменты и гормоны, возможны проявления её функциональной недостаточности: снижение аппетита, неадекватная продукция инсулина и, соответственно, колебания глюкозы крови, с прогрессирующей слабостью и быстрой утомляемостью.
Вовлечение в раковый процесс крупных сосудов может привести к повышенному образованию тромбов в венах нижних конечностей с болью и отёком ниже места блокировки сосуда, попаданием тромбов в лёгочный и мозговой кровоток.
При сдавлении опухолью общего желчного протока развивается механическая желтуха со стойким кожным зудом и явлениями интоксикации. При далеко зашедшем процессе возможно метастазирование по брюшной полости и внутрибрюшинным лимфатическим узлам, обсеменение брюшины с образованием патологической жидкости – асцита.
Только операция, в некоторых случаях дополненная химиотерапией до или после хирургического этапа, даёт какие-то гарантии на продолжительную жизнь.
При стандартном разделении ракового процесса по стадиям, начиная с минимальной I и завершая IV с метастазами в отдалённые органы и ткани, по лечебному подходу целесообразно отнести рак поджелудочной железы к следующим вариантам:
Особый случай заболевания – сопутствующая желтуха вследствие сдавления общего желчного протока раковой опухолью, поэтому на первом этапе хирургически восстанавливается отток желчи, а через некоторое время решается вопрос о радикальной операции.
Восстановление проходимости желчного протока возможно несколькими способами, которые выбираются индивидуально в зависимости от состояния пациента, локализации поражения и его размеров: в проток устанавливается расширитель – стент или катетер; формируется обходной путь выведения желчи в кишку.
Все операции на железе требуют виртуозного владения хирургической техникой – в тесном анатомическом пространстве нет условий для «размаха», в процесс вовлекается много чрезвычайно важных для жизни структур, плюс сама железа выделяет в кровь агрессивные для тканей ферменты.
При поражении всей железы возможно только тотальное или полное удаление органа – панкреатэктомия.
При новообразовании в теле или хвосте выполняют резекцию поджелудочной железы, при которой остаётся только непораженная часть головки, и одномоментно удаляют селезёнку.
При поражении только головки органа выполняется панкреатодуоденальная резекция, известно около сотни её модификаций, ориентированных на конкретную объективную реальность.
Классический вариант панкреатодуоденальной резекции предполагает удаление большой части желудка и всей двенадцатиперстной кишки, желчного пузыря с общим выводным протоком, пораженного панкреатического участка и множества групп лимфоузлов, фактически это желудочно-двенадцатиперстно-поджелудочная резекция или гастропанкреатодуоденальная. Сегодня онкологи предпочитают минимизировать операционные потери, для лучшей функциональности и быстрого восстановления пациента стараясь сохранить непоражённые органы и ткани, прежде всего желудок.
Во всех случаях лапароскопическая операция с помощью эндоскопической техники из нескольких небольших разрезов брюшной стенки, конечно сложнее и требует от хирурга особой искусности, но она позволяет пациенту раннюю активизацию при меньшей послеоперационной болезненности.
Практически всегда, если это позволяет состояние пациента. Так после удаления рака в течение 6 недель необходимо начать полугодовую профилактическую ХТ. Если в течение трёх месяцев после панкреатодуоденальной резекции и других радикальных вмешательств не удаётся начать химиотерапию, от он неё воздерживаются до появления рецидива.
При невозможности на первом этапе операции проводится длительная неоадъювантная ХТ, эффективность которой определяет вероятность операции. После успешной резекции на втором этапе ХТ продолжается до суммарных 6 месяцев, если полугодовое лечение было исчерпано до резекции, то от лекарственной профилактики воздерживаются.